Логотип газеты Крестьянский Двор

Второй Сверху 2

«Правда девелопмент» или Гиперболоиды инженера Шмелёва

Ростсельмаш,BUHLER 2210 Genesis II,Саратовская область,Ртищевский район,ТС-М,2019,«Agricultural machinery»,КФХ Прокофьева,АО «Октябрьский»,«Рубеж»,КамАЗ,ООО «Техно-Снаб»,«Агромастер»

Похоже, этой зимой внезапная щемящая тоска не раз накрывала директора по маркетингу компании Ростсельмаш Прохора Дармова. Чуяло, небось, сердце, что в поселке Правда Ртищевского района Саратовской области «некие вандалы» безжалостно орудуют болгаркой над трактором BUHLER 2210 Genesis II, собранном в Ростове. Тридцатилетний Кирилл Шмелев, инженер местного фермерского хозяйства, «скрестил» тракторную ходовую и двигатель автомобиля МАЗ! Понятно, не от хорошей жизни. А для того, чтобы ростсельмашевское детище, потерявшее родной движок и КПП, хоть как-то продолжило работать на полях КФХ Николая Владимировича Прокофьева.

Чтобы ростовскому предприятию не было уж совсем обидно, стоит заметить, что не предусмотренной заводом-изготовителем модернизации подвергся не только «Бюлер». Под руководством Кирилла Шмелева здесь «подружили» импортную сцепку Quivogne и старые воронежские сеялки ТС-М. А новый казанский посевной комплекс AGRATOR и вовсе лишился штатных прикатывающих катков. Вместо них приварили цепи, которые на практике лучше справляются с заделкой семян.

 Матчасть

 Голь на выдумки хитра? Не совсем так. Вернее, совсем не так. Фермерское хозяйство Николая Владимировича Прокофьева обрабатывает 4 тыс. га. Четверть – озимка, одна из самых рентабельных, по мнению главы КФХ, культур. Скипетр и Калач 60 три года подряд показывают урожайность 50 ц/га. Радует и гибридный импортный подсолнечник (почти 1000 га), около четверти которого возделывается по технологии Клеарфилд. Из яровых зерновых – ячмени Вакула и Як 401.

Парк техники, по словам Николая Владимировича, позволять обрабатывать вдвое большую площадь. Мнению бывшего руководителя ртищевского «Агроснаба» (до 1994 года) можно доверять. С предыдущей должности он перенес не только знания матчасти, но и разумную бережливость. Пример тому – 12 КамАЗов, ожидающих горячей поры отгрузок на элеваторы. Из них только два куплено «с новья». Остальные – так называемые 100-тысячники. Речь идет не о пробеге, а о стоимости. Почти «мертвые» машины были приобретены в среднем за 100 тыс. руб. В каждую вложили еще 100-200 тыс. На выходе получили парк исправно работающих тягачей за смешную цену. Причем визуально отличить новый и восстановленный КамАЗ невозможно. Солидности и единообразия добавляют и светофильтры (Полупрозрачная наклейка в верхней части лобового стекла. – Ред.) PRAVDATRANSAVTO. Мелочь, но молодым механизаторам и водителям нравится.

Восстановив КамАЗы, взялись за армейские УРАЛы. Перебрали три штуки – работают отлично, хотя самый молодой – 1980 года выпуска. Два из них успели этой весной освежить новым слоем «защитного зеленого» – на зависть самому придирчивому прапорщику.

Из старого ГАЗ-52 сделали «пожарку». Единственную на три ближайших села. Но, как признается Николай Владимирович, двигатель не тянет груженную двухкубовой  бочкой машину – выдает от силы 60 км/ч по твердому покрытию. В прошлом году еле успели на пожар в соседний Сапожок. Поэтому в планах сделать спецтранспорт для борьбы с огнем на базе одного из восстановленных УРАЛов, чтобы с лихвой хватало грузоподъемности, скорости и проходимости.

Еще один ГАЗон, старой 51-й модели установлен на постаменте у ворот базы хозяйства. По другую сторону, у будки сторожа, на таком же кирпичном основании водружен трактор МТЗ-5МС(ЛС), выпускавшийся с 1959 по 1961 гг. Этот раритет не собирали по кусочкам, в отличие от выставленного ГАЗона. До места будущей «постаментотизации» он дошел своим ходом. Его приобретение – это отдельная история. Не было поисков по свалкам, мониторинга форумов коллекционеров или сайта Avito. Трактор непонятно где купил один из односельчан Прокофьевых. Не забавы ради, а полевых работ для. Этот ретро-агрегат увидел Кирилл, предложил обменять на старенький, но более мощный МТЗ 80,2. Так появился первый экспонат.

Еще одна мечта Николая Владимировича – постамент с комбайном. И не просто с «Нивой» или «Енисеем», а с СКД-6 «Сибиряк»  или СК-3. (Выпускались с 1981 и 1956 гг. соответственно. – Ред.)

Так понемногу возводятся памятники сельхозтехнике в поселке Правда. Работа эта, кстати, уже приносит небольшие туристические плоды – фотографироваться с необычным трактором приезжают соседи из Сердобска. Такими темпами можно ожидать скорого появления достопримечательности «Agricultural machinery» (с англ. – сельхозтехника) на ресурсе TripAdvisor (самый популярный сайт о путешествиях).

 Испортили бренд

 Постаменты и восстановленный автотранспорт – это хорошо, а что же с главными рабочими лошадками, то есть с тракторами? Думаете, поля в Правде пашут собранные с миру по нитке старые «Кировцы»? Отнюдь! Уже в 2012 году желтые К-700 в КФХ Прокофьева использовались только для расчистки снежных заносов. трактора хозяйства регулярно выполняют функции дорожных служб, пробивая дорогу от Правды к ближайшему крупному населенному пункту, к упомянутому Сердобску.

Но если говорить о полевых работах, то до прошлой осени в различных операциях были задействованы один К-744, один Case, несколько МТЗ-1223 и три «Бюлера». Собственно, они и стимулировали инженерную мысль инженера хозяйства Кирилла Шмелева, выпускника факультета механизации Саратовского ГАУ.

Первый BUHLER 2210 Genesis  канадской сборки появился в хозяйстве 12 лет назад. Хороший импортный трактор классической компоновки. Комфортный, маневренный, универсальный, с мощной гидравликой.

Поэтому чуть позже положили глаз на аналогичный агрегат, но б/у. Взяли, не пожалели. Оба «канадца» работали исправно. Единственное нарекание, стандартные для всего «импорта», – стоимость запчастей и срок их поставки. Особенно для конкретной линейки «Бюлеров». Их производство уже прекращено как в Канаде, так и в Ростове, так как Ростсельмаш (владелец заводов BUHLER) сделал ставку на модели с высокой степенью локализации. Что позволило войти в программу 1432.

 С последствиями этой самой локализации и пришлось столкнуться инженеру Кириллу (его так и зовут в хозяйстве, «инженер». Признают талант) после приобретения в 2016 году собранного в России BUHLER 2210 Genesis II .

– Генезис два  с момента покупки начал вести себя подозрительно, – вспоминает Кирилл. – Китайская коробка передач «хрустела» с первых километров. Передний мост «глючил». Отказов была масса. Сервисники у нас практически жили.

Плохо себя показал и двигатель Cummins, также собранный в Поднебесной. Особенно по сравнению с простыми и надежными моторами New Holland, установленными на канадской версии 2210. В первый месяц у «китайца» лопнул поддон. Тут обнажилась следующая проблема – сервис. Менять дефектную деталь приехали специалисты из Самары, а не из тамбовского АО «Октябрьский», где был приобретен трактор. Мол, только наш дилерский центр занимается моторами…

Через два года эксплуатации появились неполадки в электрике – в местах стяжек провода начали перетираться и коротить. 

Звонки на завод в Ростов в поисках специалиста, способного подсказать решение проблемы, ни к чему не привели. На предприятии ответили, что занимаются только сборкой по схеме с применением готовых жгутов. А такой штатной единицы как электрик у них нет.

Вопрос, конечно, решили. Самостоятельно размотали все провода, прозвонили, где надо – поменяли, где надо – перепаяли. Трактор ожил. Но осадок, как говорится, остался

– К сервисникам надо было обращаться? – с грустной иронией рассуждает Кирилл. – Им 20 тысяч за вызов заплатили. Они приехали, походили около машины, назвали предполагаемую причину поломки и уехали...

Ну а развалившийся глушитель показался инженеру просто мелочью:

– Знаете, что интересно. Я в Пугачеве, когда был у родственников жены, наблюдал следующую картину. Шла колонна тракторов с прицепами, груженными зерном, видимо, одного крупного хозяйства (Речь идет об «Агрофирме «Рубеж». – Ред.). И среди совершенно новеньких машин Джон Дир шел  «Бюлер» с самодельным глушителем и воздушным фильтром от КамАЗа, как у нас. Стыдоба! При том, что канадский «дедушка» до сих пор со всеми родными деталями ходит… Испортили бренд!

Так бы и продолжались «танцы с бубном» около ростовской «недоиномарки», но прошлой осенью чаша терпения переполнилась. Так совпало, что два других канадских «Бюлера» вышли из строя. На одном сгорела плата (джойстика управления передач автомат), которую пришлось ждать 40 дней из Европы, в другом заклинила коробка.

У самого молодого, злоключения с которым были описаны выше, окончательно подвел китайский Cummins – провернулся распредвал. Этот узел, между прочим, предназначен для управления работой клапанов. Синхронизирует двигатель, регулируя такты впуска и выпуска. То есть поломка суперсерьезная.

А культивировать пары надо. Чертыхаясь, завели старый «Кировец», и в поле. Проблему с ростовским «Бюлером» решили кардинально. Зимой затащили в теплый бокс и начали «скрещивать бульдога с носорогом» – установили двигатель и коробку от старого МАЗа. Естественно, V-образный 6-цилиндровый ЯМЗ-236 не встал на место рядного шестиголового Cummins. Пришлось делать проставки и удлинять раму на 40 см. Самое сложное как раз заключалось в изготовлении этой пластины. Ее с третьей попытки вырезали на лазерном станке по большому знакомству.

В мощности конечно потеряли: форсированный турбиной 236-й выдает 210 л.с., а штатный Cummins – 280 л.с. Зато трактор едет!

Со стороны это выглядит, конечно, специфично, но работает. Правда, тестовый запуск не обошелся без курьеза: трактор поехал задом наперед. Перемудрили при сборке.

В целом, машина практически готова к эксплуатации, осталось довести до ума гидравлику, которая никак не может отойти от шока после знакомства с отечественным двигателем.

 Города побратимы Поленкур и Воронеж 

 Если обратиться к аграрной науке, то одно из условий ресурсосберегающего земледелия – использование широкозахватных орудий, уменьшающих количество проходов по полю. Это, в свою очередь, экономит ГСМ, человеко-часы, снижает нагрузку на почву и т.д. А если такие орудия, в частности сеялки, очень дорогие? К тому же широкозахватный посевной комплекс и в поле при малейшем переувлажнении почвы вязнет, и к «лошадкам» трактора высокие требования предъявляет. Взять тот же Bourgault, сколько их завязло в саратовских полях?!

Вот и в КФХ Прокофьева задумались над теоремой с тремя неизвестными: ширина захвата, масса и стоимость. Решил ее, естественно, инженер Кирилл.

В хозяйстве уже были проверенные временем пропашные воронежские сеялки ТС-М 8000А. Восьмирядковые, с междурядьем 70 см. Легкие – агрегатируются с МТЗ 80,2.

Кстати, скепсис по отношению к отечественному машиностроению тут не работает. Несмотря на дешевизну, орудие оснащено сверхточными высевающими аппаратами фирмы MaterMacc (Италия) и качественными подшипниками FKL. Единственный минус – небольшая производительность. Ширина захвата получается чуть больше 5,5 метра.

В качестве базы для модернизации была выбрана старая б/у сцепка от французской фирмы Quivogne. Обошлась она в 1,5 млн руб.. Конструктивно «железка» не сложная. Складывающая рама шириной 12 метров на тросовых растяжках, два опорных колеса и турбина под пневматические сеялки. И за это полтора миллиона? Да! Новая сцепка вообще в два раза больше стоит. Причина – качественные металл и узлы с завода во французском Поленкуре.

Единственное нарекание вызвало качество покраски. Нестандартный белый цвет (обычно «Кивонь» ярко-красная), придуманный для отдельных европейских партий, начал местами сходить вместе с потеками. Но это мелочи. Главное – в КФХ Прокофьева сумели установить на импортную базу отечественные сеялки.

Основная трудность заключалась в подгонке воздушной системы. Ситуацию упростила одинаковая мощность французской и воронежской турбин – 540 об./мин. Однако над переходниками и герметичностью пришлось повозиться.

Не совсем синхронно получилось наладить гидравлику: одна сеялка на развороте поднимается чуть быстрее другой.

Для агрегата выделили один из канадских «Бюлеров». Работа пока нареканий не вызывает. Зато получившееся орудие создало ажиотаж среди сервисников – пензенского дилера Quivogne ООО «Техно-Снаб». Они всё отфотографировали, запротоколировали и уехали, обещая как-нибудь «проставиться» за подсказанную идею… Но уже сейчас на сайте компании появилась «Универсальная сцепка сеялок QUIVOGNE(Кивонь) BPO», «перепиленная» под отечественные агрегаты на основе идей Кирилла Шмелева.

 Цепной эффект

 Изрядную порцию критики от «инженера Кирилла» получило и казанское предприятие «Агромастер». Его посевные комплексы AGRATOR DISK очень популярны в Саратовской области. Одним из первых клиентов предприятия из Татарстана, кстати, было фермерское хозяйство Николая Владимировича Прокофьева. Три года назад двенадцатиметровое орудие приобрели для высева зерновых… И тут как в старом монологе Аркадия Райкина, «Пуговицы пришиты на совесть – не оторвешь! Но кто сшил костюм?». Пневматический комплекс, оснащенный компьютерной системой контроля высева, отлично держал границы сева и глубину заделки, не «рвался» и не терял рабочие органы от каждой кочки… Но прикатывающие катки пришлось почти сразу выбросить. Вместо них приварили обычные цепи, которые гораздо лучше справлялись с заделкой семян. Инженерам из «Агромастера» тут надо было бы обидеться и с пеной у рта доказывать: «режим эксплуатации нарушен, и вообще механизаторы у вас в Правде безрукие». Но критику заводчане выслушали стойко, согласились со всеми доводами Кирилла, который лично посетил производство… И предложили еще один такой посевной комплекс с заводскими цепями, без вызывавших нарекания катков и за меньшие деньги.

Иван ГОЛОВАНОВ

 

 

29.07.2019Иван Голованов  1431

Понравилась статья? Поделись:

Комментарии (9)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    нижний2