Логотип газеты Крестьянский Двор

Второй Сверху 2

«Расшиваете»? «Расшивайте»!

Тенденция, однако. Как только заместитель председателя правительство области - министр сельского хозяйства Роман Ковальский отбывает в Москву, в областной думе рассматривают острейшие вопросы, связанные с отраслью.

Тенденция, однако. Как только заместитель председателя правительства области - министр сельского хозяйства Роман Ковальский отбывает в Москву, в областной думе рассматривают острейшие вопросы, связанные с отраслью.

В пятницу, 23 декабря, государственной программе Саратовской области «Комплексное развитие сельских территорий» исполнилось ровно три года. Депутаты областной думы во главе с председателем Михаилом Исаевым отметили эту дату рабочим совещанием, посвященным итогам и планам. Затратив всего один час, собравшиеся ТЕОРЕТИЧЕСКИ разобрались в сложнейшей задачке, которую малоэффективно решают несколько ведомств разом вместе с партией «Единая Россия» и аграрным комитетом думы.

К огромному сожалению, озвученные рекомендации – главные: увеличить софинансирование мероприятий Программы вместе с увеличением штата сотрудников, отвечающих за ее реализацию; создать подведомственное проектное подразделение для подготовки необходимой документации – будут оформлены всего лишь как рекомендации. А это значит, что и соответствующие министерства, и главы районов могут услышать народных избранников, а могут и не услышать.

Как остались на бумаге рекомендации июльского совещания текущего года по вопросам реализации программы «Комплексное развитие сельских территорий» в Саратовской области под руководством первого зампреда облдумы Алексея Антонова. Тогда депутаты выразили желание оказывать необходимое содействие районам для участия в программе развития сельских территорий. Вплоть до доработки документации.

Но судя по тому, что Михаил Александрович Исаев опять повторял «пожелания трудящимся», стратегия, которая «должна включать в себя выстроенную систему межведомственного взаимодействия, более подробное знакомство глав районов и профильных структур непосредственно с самой программой» не разработана, а «система обучения ответственных специалистов» так и не создана. Интересно, кто-нибудь вообще брался реализовывать задуманное саратовским отделением «Единой России»?

Меж тем время упущено. По данным Саратовстата, регион уже в 2021 году имел 23% селян в общей численности населения, вместо 24,3%, как планировалось с 2020 по 2025 гг. Неслучайно губернатор Роман Бусаргин еще в статусе врио заговорил не о повышении урожайности или надоев, а как бы сделать так, чтобы коренной народец не помирал, охотней плодился и не покидал насиженных мест.

Абрамченко, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Ответственный исполнитель – Дмитрий Патрушев, Министр сельского хозяйства Российской Федерации. Так что чудаков в приемной комиссии нет.

И про цели программы тоже не мешает напомнить:

– сохранение к 2031 году доли сельского населения в общей численности населения РФ на уровне 25%;

– достижение к 2031 году соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 70%;

– повышение к 2031 году доли общей площади благоустроенных жилых помещений, расположенных на сельских территориях, до 54%..

Не всё, но многое зависит от трусости/храбрости заместителя председателя правительства области-министра сельского хозяйства Ковальского. Если его и дальше будет устраивать недофинансирование отрасли из областного бюджета, то Саратовская область никогда не наберет заветной тысячи баллов, столь необходимой для включения в федеральный реестр участников Программы. Пусть он хоть навсегда поселится в Москве вблизи Орликова переулка. Ведь в тех регионах, где софинансирование проектов держится на уровне 30Х70, то есть где 30% средств (или около того) выделяется из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и «внебюджетки», а 70% – из центра, там успех. Москва любит поощрять энтузиазм и не терпит иждивенцев. А мы в данной ситуации кто?!

Вместо практических, экономически оправданных решений на уровне губернатора и Минсельхоза России на саратовщине «делают нервы»: начальство устраивает экзекуцию подчиненным, инициируя их массовый исход, вместо того чтобы честно признать собственные недоработки и скоординировать усилия всех пасущихся на нашей ниве. От минкульта и минобраза до минтерра и минздрава. Включая всех партийцев.

Ковальский меняет «шило» на «мыло», и это «мыло» – Игорь Михайлович Гриднев, новый начальник управления растениеводства, технической политики, ГИС-технологий, мелиорации и социального обустройства села, – вымуштрованный чиновник, но ни разу не специалист. Написанную совсем другим человеком цифирь читает по бумажке, никак ее не комментируя.

Похоже, Игорь Михайлович даже областной программы КРСТ пока что не осмыслил, не успел. Однако именно он, а не первый заместитель министра Дмитрий Уполовников, которого председатель аграрного комитета думы Иван Бабошкин в 2012 году усадил в кресло замминистра по растениеводству, выступал на рабочей группе с сообщением. У отсутствовавшего Дмитрия Александровича была «уважительная причина»: его якобы вызвали к зампреду Игорю Пивоварову, курирующему идеологию. Так что незаменимый Бабошкин сидел от спикера облдумы Исаева по правую руку и постоянно суфлировал.

Бедный Ковальский в этот день, говорят, был в столице, «выбивал» деньги. Но федеральный бюджет не половик, чтобы стучать по нему абы чем. Вот и в ходе рабочей группы постоянно звучал тезис: Москву надо брать надо не числом, а умением. Свежая мысль, не правда ли?!

Тенденция, однако. Как только заместитель председателя правительство области - министр сельского хозяйства Роман Ковальский отбывает в Москву, в областной думе рассматривают острейшие вопросы, связанные с отраслью.

Мы их это, мы их это, мы их это…

За три года в Программу из федерального и регионального бюджетов было влито, по словам Игоря Гриднева, 821,97 млн руб. К «московским» 754,13 млн приплюсуем 67,8 млн «местных». Заметим: вместо 921,218 млн по плану. Недофинансирование за три года – почти 100 млн руб. Цифры для сравнения нами взяты из Паспорта государственной программы Саратовской области «Комплексное развитие сельских территорий», размещенного на сайте регионального минсельхоза.

А это уже справка МСХ области: в 2022 году Саратовской области было выделено 191 151 тыс. рублей, в том числе средств федерального бюджета – 187 328 тыс. руб., средств областного бюджета – 3 823 тыс.

На 16.12.2022 года кассовое освоение составляло 179 078 (94%). В том числе средств федерального бюджета – 175 497 тыс. руб., средств областного бюджета 3 582 тыс. руб. Распоряжением Правительства РФ от 10.12.2022 года бюджету Саратовской области дополнительно выделено 5 881,8 тыс. рублей. Это позволит произвести начисление социальных выплат 3 многодетным семьям, ведущим свою трудовую деятельность в системе АПК, на строительство индивидуальных жилых домов. Бюджетополучатели определены, освоить средства планировалось до 23.12.2022 года.

К сведению: В соседней Пензенской области в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2022 году господдержку на улучшение жилищных условий получили 45 семей.

Для участия региона в 2023 году в мероприятиях программы «Комплексное развитие сельских территорий», МСХ области была подготовлена и направлена в Минсельхоз России заявочная документация с потребностью в средствах федерального бюджета в сумме 1341,5 млн. рублей (выделено 346,67 млн рублей или ¼ часть), в том числе :

по «благоустройству сельских территорий» в заявку вошли 109 проектов из 28 муниципальных районов области на сумму 110,78 млн руб. (из федерального бюджета выделено 13,35 млн ) ;

- по «улучшению жилищных условий» в заявку были включены 42 семьи с целевым индикатором 2964 кв. м., с потребностью средств федерального бюджета в сумме 95,57 млн руб. (выделено всего 2,26 млн).

- по «компактной жилищной застройке» на продолжение финансирования дорог по проекту «Комплексная застройка территории для компактного проживания в с. Натальино Балаковскогоо района» заявлена потребность из федерального бюджета в сумме 147 млн. рублей (выделено 35,88 млн),

- по «развитию транспортной инфраструктуры» были заявлены 17 автодорог, в том числе из Балашовского –2, Ровенского – 12, Татищевского –1, переходящая с 2022 года, Советского – 1, Ершовского –1, с потребностью в 515,29 млн руб.

Выделено 168,87 млн руб. На капитальный ремонт дороги по ул. Пионерская в с. Репное Балашовского района протяженностью 3,2 км направляются 126,4 млн рублей. Также будет продолжено финансирование строительства автомобильной дороги от с. Сторожевка до д. Зеленкино Татищевского района с лимитом средств федерального бюджета 42,42 млн рублей.

- по «современному облику сельских территорий» в состав заявки вошли 12 проектов на сумму средств федерального бюджета 472, 86 млн. рублей. Это проекты из Александрово-Гайского, Аткарского, Балаковского, Ивантеевского, Ровенского, Пугачевского — Озинского, Перелюбского, Краснопартизанского, Энгельсского районов области. В результате рассмотрения документов утвержден лишь один проект. Выделено 126,3 млн на развитие с. Каменка Заволжского МО Пугачевского района (строительство многофункционального центра) и п. Липовский Озинского района (стационарная очистка воды). Чтобы хоть как-то набрать необходимое число баллов и попасть в финансирование из центра пришлось объединить два села из соседних районов.

К сведению: На участие в программе на 2023 год в регионе было заявлено 313 проектов из 28 муниципальных районов, победителей можно посчитать по пальцам.

Председатель областной думы Михаил Александрович Исаев, видимо, еще не перегорел на своем рабочем месте, поэтому пытается разобраться, в чем причина такого «равнодушия» федералов к нашим замыслам.

– Для понимания. Это не отчет министерства или какого-либо главы района. Всё, что мы сделали, это было вчера. Речь идет о том, что в муниципальных образованиях денег нет, чтобы строить. Ни на воду, ни на освещение, ни на зоны отдыха, ни на спортивные площадки – ни на что. Но есть много инструментов. Эта государственная программа , как инструмент, закрывает много направлений.

И дальше, обращаясь к Гридневу:

– Игорь Михайлович, вы не сказали о причинах и неиспользованных возможностях на 2023 год. Почему из того, что мы планировали и держали в мыслях в голове, нам дали ничтожное количество средств?

Мы сюда пригласили уважаемых глав не для того, чтобы воспитывать. А, наоборот, сказать: первая причина – нет специалистов; вторая – не занимаемся планированием выделения средств на разработку и проектирование; третье – наши проекты не соответствуют предъявляемым критериям. Мы подтянем десять самых отсталых районов. Мы проведем учебу. Мы поедем в Министерство…Мы их это, мы их это, мы их это.

На территориях, бывает, специалистов нет, опыта нет. Может, привлекать их надо?

Вот от этого надо отталкиваться.

У нас нет денег, чтобы строить. Но 1-3 миллиона можно найти, чтобы сделать хороший проект и презентацию, соответствующую всем требованиям МСХ, чтобы объект попал в финансирование?! Потому что эти программы имеют срочность. Кто успеет в эти годы, тот привлечет на территорию дополнительные средства. Кратно, причем.

…На календаре уже 2024 год, потому что 23-й уже пролетел, всё. Давайте помогать, тем более не кирпичи класть, стены возводить, а бумаги оформить.

Исаев вновь обращается к Гридневу:

– Пожалуйста, подведите итог. В чем причина? Чего не хватает нам и муниципальному образованию?

Этот вопрос по-хорошему задать бы самому Роману Станиславовичу Ковальскому, ведь обсуждаем его работу за три года. Но микрофон берет новичок и жалко повторяет за спикером областной думы тезис по дефицит кадров. Типа ведомство исправляется, и прямо перед Новым годом проведет видеосеминар по болевым точкам, которые не позволяет большинству проектов войти в заявку, с приглашением московского эксперта. Ну и, опять-таки, «министр в Москве».

Исаев защищает отсутствующего:

– Роман, конечно, может быть в Москве, но чтобы ему там было легче впихать невпихаемое – потому что бумага не соответствует никаким критериям – нужно работать на местах. Тогда не придется зампреду постоянно пропадать в командировках. Проще в Москву отправлять в готовый пакет документов.

 Выступивший за Исаевым председатель аграрного комитета областной думы Иван Бабошкин назвал « песней лебедя» традиционные жалобы глав муниципальных образований на нехватку средств в бюджете – к концу года на счетах практически всех районов остаются деньги, которые можно направить на проектную деятельность. Поэтому главы занимаются отговорками. Хотя помимо благоустройства заказами обеспечивается строительный комплекс.

Сам Иван Анатольевич на итоговое совещание по КРСТ пришел с несколькими «козырями»:

– нужно вернуться к опыту работы минсельхоза десятилетней давности. Что конкретно Бабошкин имел в виду, непонятно, но 10 лет назад отраслью руководил именно он. Правда, недолго;

– необходимо создать подведомственное проектное подразделение. Нужен мозговой штурм. Главы в одиночку справиться не в состоянии. Пример есть – часть субъектов уже вывела из-под минсельхоза данную тему в проектные офисы;

– поскольку в Минсельхоз РФ документы подаются раньше, чем утверждается бюджет области, программы поддержки местных инициатив нужно вначале заявлять через МСХ РФ, потому что это позволяет привлечь в регион совершенно другие по сумме деньги;

– нужно провести семинары для глав. (Это предложение читается дико, поскольку программе три года. Больно долго запрягаем - Прим.ред.);

– совсем уж старая карта в колоде – заставить крупных латифундистов регистрировать обособленные подразделения в районах, с тем чтобы на местах оставался хотя бы подоходный налог. И за счет них развивать работы по благоустройству. Бабошкин говорит об этом постоянно, но вступить в открытую войну с агрофирмами побаивается.

Тенденция, однако. Как только заместитель председателя правительство области - министр сельского хозяйства Роман Ковальский отбывает в Москву, в областной думе рассматривают острейшие вопросы, связанные с отраслью.

 «Песня лебедя»

Глава Петровского муниципального района Александр Анатольевич Гречихо сам недавно был и министром сельского хозяйства целой республики, и первым заместителем председателя правительства региона, поэтому даже удивительно слушать, что он тоже не справляется. На благоустройство одного из красивейших городков области вместо 330 млн руб. от потребности дают лишь 13. Чтобы «расшить» эту проблему, глава был в Минсельхозе РФ, выяснял недоработки, которые ему назовут после проведенного анализа. Гречихо благодарит Москву за внимание к маленьким районам и предупреждает о трудностях зарабатывания баллов без роста процента софинансирования.

– Если мы с вами хотим получить финансирование 2/98, мы всегда будем проигрывать регионам, которые выделяют деньги. Поэтому мы у себя с депутатами уже сейчас обсуждаем эту проблему для поддержки муниципальных образований. По-другому не получится. Иначе мы всегда будем в аутсайдерах. Нам проще затратить 30-40 %, но зато получить 100%, чем работать вот так.

Гричихо повезло – он попал в город, где принято чтить прошлое, поэтому у него нет проблем со зданиями. Но зато в Петровске беда с дорогами и коммуникациями, и решать проблемы в час по чайной ложке не выход.

Почему наш регион так плохо поддерживается Москвой? Ответ очевиден, лежит прямо на поверхности: мы совсем не развиваем аграрное производство, мы не создаем новые рабочие места. У Саратовской области чрезвычайно низкая инвестиционная привлекательность, будущее весьма туманно, а кто в «туман» будет вкладывать средства?

Надо сказать, что перед всеми участниками совещания на столах лежали справки минсельхоза области, касающиеся освоения (потребности) средств федерального и областного бюджетов в рамках реализации мероприятий КРСТ. В графе «Благоустройство сельских территорий» напротив Петровского района стоит пустая графа, хотя район подавал пять неплохих, по словами Гречихо, заявок. Из-за того что сократили средства, денег не хватило. «Обнуление» позволяет говорить, что район совсем не участвовал в проектной деятельности. А это неправильно.

Гречихо поддерживает предложение Бабошкина использовать имеющиеся средства дважды. Если нам не дают необходимые финансы на КРСТ, мы их тут же снимаем и отдаем министерству территориальных образований на поддержку местных инициатив.

Следующий выступающий – Алик Васильевич Сабрига, врио главы Хвалынского района – тоже неслучайный в этой теме человек. Когда-то он вызывал зависть большинства муниципальных чиновников, поскольку руководил самым богатым в Саратовской области МО, Натальинским. С одного бока – Балаковский маслоэкстракционный завод, с другого – Балаковская атомная станция. Неслучайно, что именно Натальинский МО сейчас активно финансируется из федерации по статье «Комплексная компактная застройка». Офис Сабриги внутри был похож на дворец, а денег хватало даже на то, чтобы содержать конный клуб. В 2018 году за заслуги в деле благоустройства Сабрига становится первым заместителем министра по делам территориальных образований Саратовской области. Но новый губернатор Роман Бусаргин вновь возвращает его в провинцию, да еще в очень сложный район, Хвалынский, столь любимый земляком Вячеславом Володиным. Так что же говорит Сабрига?

Алик Васильевич справедливо указывает на необходимость заниматься этой программой системно.

– Комплексности дают больше баллов, и за счет комплексности можно получить больший результат. Муниципалитетам, действительно, нужна обратная связь, чтобы мы быстро исправляли допущенные ошибки, и вот в этом мы проигрываем. Работа проводится, а результатов нет. На одном из последних совещаний губернатор Роман Бусаргин справедливо заметил: «Ребята, еще в начале года на проектирование я готов был денег дать, депутаты области поддержали бы ваши идеи на участие по-максимуму». Но заявок-то от нас нет. Это значит, где-то есть сбой, и мы должны его предотвратить. Если денег дали на 1,4 млрд, то почему так всё пустенько?!

Сабрига находится в районе всего три недели, но уже сейчас слышит от глав МО нежелание участвовать даже в инициативном бюджетировании. Ситуацию нужно вытаскивать с уровня района и расшивать разными способами. Находить возможности для этого. Открытием для него оказалось, что не все проектные институты берутся за то, что нужно районам.

Игорь Александрович Будеев, первый заместитель главы администрации Базарно-Карабулакского муниципального района, профессиональный экономист, имеет большой опыт работы в налоговой инспекции, в банке, трудился финансовым директором местного молочного завода, больше семи отдано администрации. Тем важней понять, какие трудности испытывают маленькие районы.

Базарному Карабулаку тоже необходимы хорошие дороги и развитая социалка, но дальше проектов по благоустройству дело не идет, потому что и бюджет МО не позволяет осуществлять большие, глобальные проекты, и сельхозтоваропроизводители не готовы серьезно вкладываться.

Если в 2023 году было оформлено 4 заявки на 3,5 млн руб., то в 2024 году надо постараться хотя бы 15 млн набрать.

Иван Бабошкин поправляет Будеева информацией о кассовых остатках районного бюджета по итогам трех лет. Суммарно выходит свыше 40 млн руб. «Неужели нельзя было 2 млн найти на оформление проектно-сметной документации?» – изумляется глава аграрного комитета. Далее он предлагает району воспользоваться редким шансом – реализацией крупного инвестпроета в хозяйстве Муси Харисовича Тугушева – подремонтировать социалку или построить сельскую больницу.

– Если мы будем уходить в «лавочки-скамеечки», мы так и будем говорить про три миллиона, – резюмировал Бабошкин.– Деньги у вас есть, просто их надо правильно разворачивать.

Тенденция, однако. Как только заместитель председателя правительство области - министр сельского хозяйства Роман Ковальский отбывает в Москву, в областной думе рассматривают острейшие вопросы, связанные с отраслью.

Сосредоточимся хотя бы на воде

Прекратив поток откровений, ситуацию спас Михаил Исаев. Он вообще с самого начала предлагал работать в конструктивном ключе, издавать не слезы и стоны, а конкретные предложения.

Депутат Алексей Борисович Кольцов, заместитель директора филиала «Балашовские межрайонные электрические сети» АО «Облкоммунэнерго», уже не в первый раз предложил не придумывать велосипеда, а воспользоваться опытом соседей, того же Татарстана. По его мнению, нужно уйти от проектирования по районам, однозначно нужно создавать проектное бюро, чтобы оно занималось на профессиональном уровне. Также нужно проводить предзащиту проектов, чтобы мы не теряли колоссальное количество средств на бесполезной работе. Второй раз сельхозтоваропроизводители нам уже не помогут, потеряв веру.

Представитель, вероятно, минздрава, предложила привязывать в Базарном Карабулаке проекты к строительству новой поликлиники, поскольку это отвечает самой философии программы КРСТ.

Вадим Рогожин предложил в первую очередь поддерживать проекты, связанные с водообеспечением. Легче дать заявку на детскую площадку, чем работать по воде. Но нет села, в котором бы с водой было бы все хорошо. И если в областной программе на следующий год пока что заложено финансирование шести районов Заволжья по воде (3 тыс. руб. на человека), то в Правобережье эта программа не зайдет – нет нужной строки в бюджете. В источники по инициативному бюджетированию тоже нужно заводить воду (вот такая тавтология), то же самое касается сельских дорог.

Дмитрий Пьяных вначале рассуждает о жизненной энергии главы, которой ему не хватает, и затем предлагает сделать проекты типовыми, чтобы было их легче создавать.

***

Впервые не хотелось итожить сказанное, чтобы читатель сам понял уровень готовности региона вступать в четвертый год реализации государственной программы КРСТ. За меня высказался депутат Александр Ванцов, который просто «свирепо» стал спрашивать у глав районов «Это я за вас делать должен?» А затем махнул рукой и разрешил: «Расшиваете? Расшивайте»!

Говорят, сейчас мы расплачиваемся за равнодушие Валерия Радаева, которому ни до чего не было дела. Но и при Романе Бусаргине его окружение больше изображает деятельность, чем работает. То ли пока не перестроилось, то ли разучилось.

На снимке: реализация КРСТ в с. Зеленый Дол Сердобского района Пензенской области

Ироничные картины Валентина Губарева

24.12.2022Светлана ЛУКА  2279

Понравилась статья? Поделись:

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    нижний2