Логотип газеты Крестьянский Двор

Второй Сверху 2

«Как ни играй, все играешь отбой»

Александр Николаевич Зайцев, заместитель министра по развитию отрасли растениеводства, земельных отношений, технической политики, мелиорации и социального обустройства села

«Не вынесла душа поэта». Александр Николаевич Зайцев, заместитель министра по развитию отрасли растениеводства, земельных отношений, технической политики, мелиорации и социального обустройства села, последний старожил саратовского минсельхоза, на прошлой неделе все-таки покинул здание на улице Университетской,45/51.

Честно говоря, вещички он начал собирать сразу же после прихода на должность зампреда правительства-министра сельского хозяйства Романа Ковальского, но до последнего надеялся пережить и этого, кажется, четырнадцатого за последние 20 лет руководителя ведомства. Благо ни один из них дольше четырех лет в своём кресле не задерживался.

Двадцать три года отработал Александр Николаевич Зайцев в минсельхозе Саратовской области, и, мы абсолютно уверены: в том, что регион в этом году показал рекордную урожайность в 30 ц/га, есть и его немалая заслуга. Даже завидно: уходить на пенсию с должности главного агронома области с самого пика, с валовкой свыше 6 миллионов тонн, – об этом каждый мечтать может.

Как растениевод Зайцев был матерым ортодоксом, ненавидел, когда подрываются основы классической технологии, и при этом довольно острым на язык человеком, поэтому любить его было трудно. Но работалось с ним хорошо – он владел предметом, мог выдать любую эксклюзивную информацию, да еще с экскурсом в историю, лишь бы это было по делу. Его телефон, наверное, был самым горячим телефоном министерства – десятки аграриев остро нуждались в его экспертном мнении, совете или просто моральной поддержке. Но если он кого-то невзлюбил, держись.

Почему Зайцев не принял ни команду Ковальского, ни его самого?! Чтобы понять это, нужно вспомнить, что Александр Николаевич в жизни добивался всего сам. Родился в отдаленном селе Ершовского района, учился в знаменитой Терсе, в легендарном Вольском сельскохозяйственном техникуме, откуда вышла плеяда талантливейших агрономов и руководителей хозяйств, таких как, к примеру, Юрий Иванович Долгополов из «Золотого колоса Поволжья» Пугачевского района. Отработав по распределению, Зайцев вернулся в город и уже здесь принял предложение еще одного выпускника Терсы Марата Фаритовича Фаизова попробовать себя в роли чиновника. И он пришел, и начал работать под руководством Юрия Букаева в отделе мелиорации. И «нигде ничего не жало», потому что Букаев начинал, как и он сам, с производства, обычным инженером-гидротехником в Краснокутском районе. Они понимали друг друга.

Безусловно, Александр Николаевич – человек настроения. Но за свои управления и отделы он всегда стоял горой, особенно любил, когда отмечают его «девочек», сотрудниц, которые работали подчас без перерывов на обед и выходных, когда возникала производственная необходимость. И когда они дружно ушли на пенсию, он долго привыкал к новым сотрудникам. Надо сказать, в последние годы число специалистов в минсельхозе сокращалось пропорционально росту должностных обязанностей, кадровый состав заметно пестрел, а приём-увольнение сотрудников отделов, курируемых Зайцевым, с ним никто не согласовывал. Добавьте сюда ситуацию, когда тобой командует специалист в области овощей закрытого грунта, а первым замом министра служит человек с сомнительной, по нашему мнению, степенью доктора сельскохозяйственных наук и минимальным желанием заниматься текучкой. Организм Зайцева просто взбунтовался против людей, которые тяжелей портфеля ничего в жизни не поднимали. И ладно бы стали эрудитами или хотя бы крепкими специалистами. Сплошные «физики-теоретики», как тот бухгалтер, что по протекции попал в отдел технической политики и ГИС-технологий.

Последней каплей терпения стал даже не судебный процесс, инициированный Ковальским против экс-сотрудника минсельхоза Гончарова (его предшественница Татьяна Кравцева тоже судилась с матерью больного ребенка из Ровенского района, главой КФХ Свитневой), а приход на место начальника отдела мелиорации Игоря Гриднева, учителя по образованию, бывшего «лесовода и сучкоруба».

Кроме этих, был еще целый айсберг неназванных причин для ухода. Самая видимая – нашему министру, по сути, некогда заниматься проблемами производства, некогда вникать в нюансы технологии, некогда работать с начальниками районных управлений сельского хозяйства и специалистами узкого профиля, как он планировал два года назад, – ему бы с бродячими собаками и очисткой Волги от пластиковых пробок разобраться. Но при этом тотальный диктат, ни шага свободы. А помогать тому, кто тебя не ценит, –занятие для святых угодников.

Не зная всей кухни, может показаться, что Ковальский и в самом деле собрал под своим крылом всех, кто на ментальном уровне максимально отдален от производства. Плохо это или хорошо для Романа Станиславовича, мы не знаем. Наш министр по специальности экономист-менеджер, а в книгах, посвященных этому предмету, часто пишут о кислотных сотрудниках, от которых следует избавляться. Что он и сделал, пожав на прощание Зайцеву руку и поблагодарив за работу. Вместе с благодарностью родного министерства Александр Николаевич вынес с работы чувство облегчения.

15.12.2022Маргарита ВАНИНА  2262

Понравилась статья? Поделись:

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    нижний2