Логотип газеты Крестьянский Двор

Скидка

Второй Сверху 2

Самая лучшая пчела – живая

 «Через 4 года после гибели последней пчелы на земном шаре погибнут и люди».
                                                                                                           Альберт Эйнштейн

25 января Андрей Николаевич Кирилов, крупнейший пчеловод Саратовской области из Лысогорского района, в омшанике которого обычно зимует до 2 000 ульев, держатель филиала пасеки в Апшеронском районе Краснодарского края, совершил два важнейших дела. Утром, дабы огурцы не переставали плодиться, завез в теплицу «Королькова сада» новую партию шмелей. Ближе к обеду оказался в самом центре Саратова, чтобы с двумя своими учениками – Виктором Полтановым и Александром Загрятдиновым – принять участие в круглом столе под названием: «Медом не намазано: проблемы и перспективы развития пчеловодства в Саратовской области».

Признаться, именно Андрей Николаевич скорректировал наши планы, позвонив в редакцию, и вместо фитосанитарной обстановки в регионе мы стали живо обсуждать… можно ли в принципе изменить людей, если они не шибко умные. Причем тут пчелы? А пчелы и вообще пчеловодство – это лакмусовая  бумажка, позволяющая определять уровень экономического, социокультурного, образовательного и нравственного развития страны и региона. И, как пример, в том же Краснодарском крае, где перекрестноопыляемая культура подсолнечник дает в среднем 30 ц/га, перед пасечниками бьют челом, приглашают разместиться на том или другом участке земли, дают охрану и даже немножко доплачивают в зависимости от количества пчелосемей. Саратовщина со своей любовью к гигантизму и повальным увлечением иностранными гибридами (им пчел для опыления нужно гораздо меньше) никак не переползет с цифры 10 на 11 ц/га, но нашим сельхозтоваропроизводителям (Кирилов их политкорректно называет растениеводами) не нужны ни пчелы, ни пасечники. Особенно в разгар агрохимических обработок, когда полезные насекомые гибнут тысячами и сотнями тысяч. Инсектицид «Борей», двухкомпонентный препарат для борьбы с широким спектром грызущих и сосущих вредителей, пчеловод сравнивает с ядерным оружием. А ведь и без него отрасль  во время зимовки теряет до сорока процентов всего «поголовья». Бывали случаи, когда пасечники зарабатывали инфаркты, обнаруживая, что остались ни с чем.

По мнению дипломированного ветеринарного врача, отработавшего по профессии  почти четверть века, проблему увеличения урожайности можно решить многими способами, так почему бы не призвать на помощь пчелу, способную при грамотном использовании повысить валовку в полтора-два раза?! Его поддержал руководитель лаборатории селекции и семеноводства масличных культур НИИСХ Юго-Востока кандидат сельскохозяйственных наук Сергей Петрович Кудряшов. Он подтвердил: опыление – это залог 30-70% роста  урожайности подсолнечника. И напомнил: главным лимитирующим фактором больших урожаев является все-таки засуха.

Евгений Александрович Голыдьбин, простой пасечник-любитель из Энгельса, каждую весну отправляющийся на родину – в село Кожевино Петровского района, заявил, что без нормальной правовой базы подвижек в отрасли можно не ждать. Наши читатели знают о нем как об авторе многочисленных обращений в Правительство России, к президенту, к нашим землякам – Володину и Панкову. Сейчас неутомимый пенсионер, в прошлом блюститель закона, пытается найти общий язык с председателем областной думы и руководителем аграрной фракции в ней. Извел тонну бумаги, и всё ради того, чтобы в стране и в регионе появилась четко регламентированная база пчеловодства. Последний государственный документ, который был принят в этой сфере, – декрет 1917 года «О пчеловодстве». В 1997 году эту ошибку попытался исправить наш губернатор Дмитрий  Аяцков, создав региональный закон. В 2002 году  «поправили» его самого, тогда Москва испугалась инициативы с мест.

По мнению Голыдьбина, «бить надо» в первую очередь на законодательные инициативы. По примеру Крыма, где написан один из лучших законов о пчеловодстве. Чтобы государство субсидировало отрасль наравне с молочным и мясным животноводством. Не по сумме, а по статусу. Чтобы пасечник вышел, наконец, из подполья. Но рассчитывать, как предлагают нынешние законодатели, на каком расстоянии друг от друга должны стоять ульи и сколько их должно быть на одном квадратном метре, не надо. Глупость это. Всё за нас давным-давно рассчитала природа.

А еще нашего гостя удивляет отношение губернатора к Музею пчелы в Хвалынском районе как к туристическому объекту. Голыдьбин искренне рассчитывал, что Валерий Васильевич, глядя на музейный улей, помянет добрым словом отрасль и людей, в ней работающих. Но не случилось.

Пока писались законы, тему подхватывает Дмитрий Львович Маслов, кандидат биологических наук, уникальный специалист по искусственному осеменению пчелиных маток. Он сообщил: в ноябре прошлого года ордена «Знак Почета» Всероссийский НИИ пчеловодства, существовавший с 1930 года, реорганизован. Теперь это ФГБНУ «Федеральный научный центр пчеловодства» с минимумом  сотрудников. Из-за порочных реформ в образовании на специалистов в области пчеловодства больше нигде не учат  ни в колледжах, ни в вузах.  

Остается надеяться на чудо: попадется добрый «дядя Андрей», который  отблагодарит за помощь на пасеке двумя десятками ульев, вот вам и старт собственного дела. Кирилов так и «сортирует»  своих учеников: просят за работу денег – больших надежд на помощников не возлагает. Потому что деньги имеют свойство быстро заканчиваться. А вот если парни мечтают повторить его судьбу – значит, не ради баловства прибились к нему в Чадаевку.

Кирилов, мечтающий о создании большой промышленной пасеки, медом не торгует, поскольку главная его специализация  – разведение пчел. С ним  тесно сотрудничает еще одно тепличное хозяйство региона – ООО «РЭХН». Пчеловод заявляет: саратовцам страшно повезло. На территории области столько энтомофильных культур, что даже в голову не приходит подкармливать пчелу сахаром и «бодяжить». Нет смысла. И тем не менее Дмитрий Маслов не советует покупать  продукты пчеловодства на ярмарках у незнакомых продавцов. Всё-таки это своеобразные «БАДы», биологически активные вещества, которые  требуют  гарантии качества и грамотной консультации. Поэтому лучше всего иметь в друзьях хотя бы одного пасечника.

Много на нашей встрече говорилось о полезных свойствах меда, о необходимости бороться с разного рода мифами вроде  тех, что он вызывает аллергию и диатез. Пропустим подробности для ясности изложения. Скажем о положительной оценке пчеловодами деятельности нашего минсельхоза  в организации разного рода ярмарок как на территории областного центра, так и в районах. Потребитель желаемый продукт всегда найдет.

Иван Валерьевич Мокрецов, начальник отдела по развитию агропродрынков МСХ области, заметил, что готов оказывать всяческую поддержку пчеловодам со сбытом продукции. Это и приглашение на рынки, и информирование о специализированных мероприятиях для пчеловодов.

Три часа, целых три часа длился «круглый стол», закончившийся чаепитием. Договорились до того, что раз в два месяца постараемся общими усилиями делать спецвыпуски  «Крестьянского Двора» про пчеловодов и для пчеловодов. На прощание мы спросили у Андрея Николаевича Кирилова (а он не только разводит отечественные породы, но и регулярно закупает за рубежом импортных рекордисток): какая порода пчел самая лучшая? И знаете, что он нам ответил? Самая лучшая пчела – живая.

 Подробности разговора читайте в газете «Крестьянский Двор».

Следующая встреча за круглым столом состоится 15 февраля и будет посвящена  фитосанитарной обстановке, что сложилась на полях Саратовской области в 2017 году, и прогнозам – к чему нам следует  готовиться в этом году.

Понравилась статья? Поделись:

Комментарии (7)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    нижний2