Логотип газеты Крестьянский Двор

Гриб «больной головы»

Российский зерновой союз во главе со своим Президентом Аркадием Злочевским

Похоже, единственным настоящим защитником крестьян от произвола чиновников в настоящий момент является Российский зерновой союз во главе со своим Президентом Аркадием Злочевским. В декабре прошлого года РЗС в очередной раз продемонстрировал свой боевой дух, направив сразу два письма с критикой способов, с каким зарабатываются деньги на нуждах аграриев.

Письмо в ФАС против деятельности ведомства Сергея Данкверта последовало сразу же после награждения руководителя Россельхознадзора орденом Александра Невского. Ничего личного, явно вредительские и коррупционные решения должны выйти наружу. Интересно, что ни  Данкверт, ни руководитель еще одной организации – Госсорткомиссии – пока никак не прокомментировали письма Злочевского. Ведут себя по принципу: «заройся в мох и плюйся клюквой».

Руководителю

Федеральной Антимонопольной Службы

Шаскольскому М.А.

                                                      Уважаемый Максим Алексеевич!

Со второй половины августа 2022 года, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) проводятся масштабные действия по введению карантинных ограничений в отношении одного из наиболее стратегически важного продукта сельского хозяйства – озимой пшеницы. Данные действия уже привели к срыву заключенных внутрироссийских и межгосударственных контрактов, провалу семенной компании, частичной остановке деятельности предприятий. Выставленные предписания обязывают уничтожить практически весь семенной материал озимой пшеницы. Основанием для этого служат Заключения, выдаваемые подведомственными Россельхознадзору организациями, содержащие сведения о наличии карантинного объекта – головневого гриба (TilletiacontroversaKuhn.), вызывающего заболевание карликовой головни пшеницы.

Внимательно проанализировав сложившуюся ситуацию, считаем данные действия незаконными, а сама ситуация стала возможной в результате допущенных нарушений действующего законодательства.

Россельхознадзор и его подведомственные учреждения функционируют как единое образование благодаря передаче функций федерального органа исполнительной власти (далее - ФОИВ) хозяйствующему субъекту (подведомственным организациям), что противоречит ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

К настоящему времени, за 18 лет деятельности Россельхознадзора, в агропромышленном комплексе Российской Федерации сложилась катастрофическая ситуация, связанная с практически неограниченными возможностями Россельхознадзора по применению фитосанитарных ограничений для оказания давления на подконтрольные организации. Созданные благоприятные коррупциогенные условия позволяют реализовывать всевозможные злоупотребления со стороны ФОИВ.

В качестве иллюстрации этого приводим следующие факты:

1. Основой всей системы карантина растений является Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза (определён Решением Совета ЕЭК от 30.11.2016 N 158 «Об утверждении единого перечня карантинных объектов Евразийского экономического союза» с изм. на 15.07.2022), поскольку именно он служит основанием для введения карантинных фитосанитарных ограничений.

Основанием для включения (или исключения) организма в Перечень должен быть Анализ фитосанитарного риска (АФР) (ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ «О карантине растений»). В соответствии с действующим законодательством (п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ 206 «О карантине растений»; Постановление Правительства РФ от 10 августа 2016 г. N 770 «Об утверждении Положения об осуществлении анализа фитосанитарного риска»; п. 5.2(1).21. Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору»), анализ фитосанитарного риска относится к функциям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с учетом положений международных договоров Российской Федерации и иных документов в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ «О карантине растений».

В действительности АФР проводится подведомственной организацией - ФГБУ «Всероссийский центр карантина растений» (ФГБУ «ВНИИКР»), что противоречит действующему законодательству, не предусматривающему передачу данных полномочий. Согласно ч. 2 ст. 5 ФЗ-206 «О карантине растений» и п. 4 Положения о Россельхознадзоре, Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327,

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность с привлечением уполномоченных и подведомственных ей организаций, а не путем передачи функций. Пункт 9 «Положения об осуществлении анализа фитосанитарного риска» предусматривает привлечение подведомственных организаций только для проведения лабораторных исследований (по необходимости) при осуществлении анализа фитосанитарного риска.

Таким образом, все АФР проведены за рамками законодательства, а передача функций от ФОИВ к хозяйствующему субъекту прямо указывает на нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

2. Аналогичная ситуация сложилась в части передачи функций Россельхознадзора к подведомственным организациям (хозяйствующим субъектам), предусмотренных п. 9 и п. 14 ч. 1 ст. 5 ФЗ-206 «О карантине растений». Так, разработка методик лабораторных исследований в области карантина растений осуществляется ФГБУ «ВНИИКР», которое проводит исследования и извлекает прибыль от этой деятельности. Данные методики являются внутренними, не проходят внешнего рецензирования и утверждаются директором ФГБУ. Однако данные методики активно используются другими подведомственными Россельхознадзору организациями, а также Россельхознадзором в качестве нормативной документации при осуществлении контрольно-надзорных функций. Данные обстоятельства являются дополнительным свидетельством глубокой аффилированности ФОИВ и хозяйствующих субъектов, приводя к смешению контрольно-надзорных и хозяйствующих функций.

3. Передача функции ведения федеральных государственных информационных систем (ФГИС) выдачи и учета фитосанитарной документации, результатов лабораторных исследований в области карантина растений ФГБУ «ВНИИКР» создает дискриминационные условия по отношению к независимым лабораториям, являющимся прямыми конкурентами ФГБУ «ВНИИКР» на рынке фитосанитарных услуг, т.к. в соответствии с ч. 6 ст. 26 ФЗ-206 «О карантине растений» сведения о результатах лабораторных исследований в области карантина растений подлежат обязательному внесению во ФГИС.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 29 ФЗ 206 «О карантине растений», Фитосанитарный сертификат на партию подкарантинной продукции выдается на основании Заключения о карантинном фитосанитарном состоянии такой подкарантинной продукции, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений. Однако все фитосанитарные сертификаты оформляются на основании заключений, выданных подведомственными организациями, т.е. ФОИВ передал эти функции хозяйствующему субъекту, нарушив ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ, ч. 1 ст. 29 ФЗ 206 «О карантине растений», сделав при этом данную процедуру платной.

Отсутствие отказов со стороны Россельхознадзора в оформлении фитосанитарных сертификатов на основании заключений, выданных подведомственными организациями, свидетельствует о глубокой аффилированности данных структур и смешении контрольно­-надзорных и хозяйствующих функций.

5. Общераспространенной практикой Россельхознадзора является оформление карантинных сертификатов, а также применение карантинных фитосанитарных мер на основании Заключений, выдаваемых органами инспекции. Однако данный тип аккредитованных лиц не фигурирует в законодательстве, регламентирующем деятельность в области карантина растений. Напротив, требования об аккредитации в явном виде предъявляются только к испытательным лабораториям, в функции которых входит оформление Заключений, т.к. ст. 26 ФЗ-206 «О карантине растений» «Лабораторные исследования в области карантина растений» регламентирует деятельность именно лабораторий и не может трактоваться как обязательное требование к наличию аккредитации в качестве органа  инспекции.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 3 ФЗ-206 «О карантине растений», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗ-206, применяются правила международного договора Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 17 Порядка лабораторного обеспечения карантинных фитосанитарных мер (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 мая 2016 года П 41 «Об утверждении Порядка лабораторного обеспечения карантинных фитосанитарных мер»), заключение карантинной фитосанитарной экспертизы составляется Карантинной фитосанитарной (испытательной) лабораторией.

Поскольку данное решение принято на основании международного договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, оно обязательно для исполнения и на территории Российской Федерации. В этом же Решении указано, что Карантинные фитосанитарные (испытательные) лаборатории – это экспертные организации, т.е. сотрудники лабораторий являются экспертами. Таким образом, трактовка ч. 7 ст. 26 ФЗ-206 «О карантине растений», что экспертом может быть только сотрудник органа инспекции, не соответствует действующему законодательству.

Таким образом, заключения, выданные органами инспекции в области карантина растений, не имеют юридической силы, т.к. такой документ не предусмотрен действующим законодательством.

Принятие Россельхознадзором заключений от органов инспекции преследует цель вытеснения с рынка испытательных лабораторий как самостоятельных участников рынка фитосанитарных услуг, а также увеличения стоимости за счет ведения дополнительных, не предусмотренных законодательством услуг, связанных с деятельностью органов инспекции. В прилагаемых материалах к деятельности органа инспекции относятся первые 2 пункта счетов, что приводит более чем к двукратному увеличению итоговой стоимости.

В связи с вышеизложенным, прошу Вас признать, что:

– Анализ фитосанитарного риска на все объекты, предложенные Российской Федерацией для включения в Единый перечень карантинных объектов ЕАЭС, был выполнен с нарушением законодательства. По этой причине предложения могут быть технически необоснованными вследствие отсутствия беспристрастности;

– Передача функций, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к полномочиям федерального органа исполнительной власти (Россельхознадзору) к хозяйствующим субъектам (подведомственным Россельхознадзору организациям), является незаконной и нарушает положения ч. 3 ст, 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ;

– Фактическое наделение полномочиями по оформлению заключений о карантинном фитосанитарном состоянии продукции органов инспекции, а не испытательных лабораторий незаконно, т.к. такие полномочия не предусмотрены действующим законодательством в области карантина растений. Таким образом, заключения, выдаваемые органами инспекции, не имеют юридической силы и направлены, в том числе на ограничение конкуренции на рынке фитосанитарных услуг. 

С глубоким уважением,

Президент А.Л.Злочевский

 

Источник и документы: телеграмм-канал РЗС

14.01.2023  2283

Понравилась статья? Поделись:

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.