Логотип газеты Крестьянский Двор

Второй Сверху 2

Учитель

Сегодня, взяв в нагрузку к урокам труда преподавание ОБЖ и два дополнительных кружка, он получает двенадцать тысяч рублей. И если в советское время, проработав в школе год, Бугров мог позволить себе купить тридцать кубов леса и построить дом, то сейчас так не получится – жить ведь тоже на что-то нужно.

В марте Александру Петровичу исполнилось шестьдесят лет. Имея в анамнезе сорок три года общего трудового стажа, Бугров заслужил благодарственное письмо от районной администрации, грамоту от профсоюза в честь юбилея и несколько школьных наград. Главная его заслуга так и осталось незамеченной властями. Между тем этому человеку удалось сохранить в идеальном состоянии наследие советского образования – полностью укомплектованную мастерскую.

– Все, что сейчас у нас есть, – вспоминает Александр Петрович, – верстаки, рубанки, станки, стамески, лобзики, выжигатели по дереву – за все это спасибо коммунистическому прошлому. Раньше инструменты прямо с заводов поставлялись в школы, мне удалось их не потерять. Однако, я думаю, что и это в моей жизни не самое главное. Намного приятнее осознавать, что ты полезен, что с тебя берут пример, а значит, время, отведенное мне судьбой, было потрачено не впустую.

Сегодня в одном из филиалов МОУ СОШ села Каменка Самойловского района – Залесянской средней школе, – учится тридцать ребят, примерно по четыре человека в каждом классе. С пятого класса дети начинают посещать уроки трудового обучения. Обычно, первую и четвертую четверть ученики – и мальчики, и девочки, – проводят на пришкольном участке, а третью и вторую – в мастерской.

В прошлом году, благодаря ребятам и их преподавателю Александру Петровичу Бугрову, в погреба школьной столовой было опущено пятьдесят ведер яблок, по пятнадцать ведер картофеля и лука и где-то по полцентнера моркови и свеклы. Овощей хватило в аккурат до зимних каникул, лук едят до сих пор.

– Мы и картошки обычно столько выкапываем, что продаем, – смеётся Александр Петрович, – но прошлое лето высокими урожаями не порадовало – сушь убила растения.

Торгует школа не только корнеплодами. Традиционно накануне Восьмого марта дети проводят ярмарку, на которой продают все то, что смастерили собственными руками – разделочные доски, скалки, металлические дверные ручки, детские стульчики. Цены чисто символические – от десяти до ста рублей. Правда, журнальные столики идут подороже – за четыреста. На вырученные деньги школа приобретает материалы для новых уроков труда. К слову, средств все равно не хватает, и, тогда помогают фермеры, администрация и депутатский корпус – кто липу привезет, кто фанерой поделится.

Есть у учеников Бугрова еще одна традиция – каждую весну и осень сажать по одному деревцу. Последнее время ребята уже возмущаться начали – во дворах места не остается, на что преподаватель обязательно с улыбкой замечает:

– А вы на опушку сходите и посадите там… Вы же дышите, а деревья – это воздух, это наша жизнь.

У Бугрова нет высшего педагогического образования, только курсы повышения квалификации и переподготовки. Осенью 1983-го его потянул в школу лучший друг Михаил Михайлович Михайличенко, тоже трудовик, но со сорокапятилетнем стажем. А бывший директор, в прошлом классный руководитель Александра Петровича, Мария Дмитриевна Сергиенко стала наставницей. Первый год был самым трудным. Он учил детей ремеслу, они его терпению. Так вышло, что за все эти тридцать три школьных года Александр Петрович ни разу не повысил голоса на своих подопечных. Они ему платят ответной монетой – старанием, усидчивостью и дисциплиной.

К каждому ребенку у Бугрова индивидуальный подход. Ребят немного, все на виду, легко определить, кого у станка можно поставить, кому помочь словом и делом, а кому и другое задание дать, раз не справляется или не хочет справляться. Бывает приходиться учить мальчишек и девчонок элементарным вещам – тяпать или бороновать. А в одиннадцатом классе, когда на уроки труда отводиться всего один час в неделю, тратит время на подготовку учеников к курсам вождения – разучивает правила дорожного движения, дает по этой теме задачи. Главное – быть полезным. Главное – быть нужным.

Он и дома такой же. Со школьного огорода идет на свои тридцать соток, к своим кроликам, птицам, пчелам. К своему винограду, которого уже у Александра Петровича порядка сорока сортов. У домашнего очага оказывается лишь когда стемнеет. Кстати, по словам очевидцев, дом Бугрова самый заметный в Залесянке – восемьдесят четыре квадратных метра. Между прочим, построенный лично Александром Петровичем.

– Основа нашего села, как и любого другого – род, – рассказывает Бугров, – все дома в округе, что вы видите, строились семьями. Если и заезжал к нам чужак-одиночка, то обычно он надолго не задерживался. Я никогда не пил и не курил, не состоял ни в одной партии, не верил в Бога. Но моя жизнь прожита не зря. За плечами сорок лет крепкого брака, двое детей, уже есть внуки. Но главное мое качество в том, что я позволяю детям заметить результат своего труда. И получить от этого удовольствие. Если бы каждый человек, начиная с самого маленького и заканчивая теми, кто на верху, умел это делать – страна жила бы по-другому.

Ольга КОСМАКОВА

Понравилась статья? Поделись:

Комментарии (8)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    нижний2