Логотип газеты Крестьянский Двор

Агросоюзмаркет

TVS

Аркадий Злочевский: Пока нам особо гордиться нечем

Как мы уже писали, в рамках Саратовского экономического форума «Движение только вперед!» состоялась так называемая дискуссионная площадка «Агропродовольственный рынок: проблемы и перспективы». На самом деле никакой дискуссии, как вы догадываетесь, не было. И сидящие в президиуме, и находившиеся в зале отлично понимали: ловушку зависимости экономического роста от импорта преодолеть в обозримом будущем вряд ли удастся.

Озвучил эти опасения президент Российского Зернового Союза известный аграрный лоббист Аркадий Леонидович Злочевский. В Саратове он был верен себе и многое повторил из того, что уже произносил в ноябре прошлого года в Краснодаре на пленарном заседании выставки «ЮгАгро».

– Почему я не очень люблю, когда мы начинаем обсуждать лидирующие места, которые страна занимает на мировом рынке. Сейчас много заявлений вкладывается в уста чиновников и президента России, что мы-де имеем очень мощные преференции по стоимости нашего продовольственного экспорта. Ну да, мы перевалили и точно перевалим за 20 млрд долларов во многом благодаря зерну. Но что это за показатели, если у нас опять начал расти импорт? Он уже зашкалил за 30 млрд долларов. Ну и чем мы бахвалимся?! Я понимаю, если б мы, по примеру американцев и бразильцев, многократно превышали стоимость экспорта импортом продовольственной продукции. Речь идет о сопоставлении баланса и нетто-показателей. А у россиян отрицательный баланс! Мы – импортеры.

И у меня есть твердое подозрение, что всё импортозамещение в нашей агропродовольственной сфере случилось благодаря обвалу рубля, а не целенаправленной антисанкционной политике.

Но эффект девальвации уже исчерпан. При том, что падают доходы населения, мы восстанавливаем закупки импорта. Уже в 2018 году ожидается рост затрат на продовольственный импорт на фоне роста экспорта. И вот это самое главное, с моей точки зрения. Нам нужно добиться, чтобы мы многократно превосходили по стоимости экспорта конкурентов. Вот тогда нам будет чем похвастать. А пока мы этого не заработали, пока у нас отрицательный баланс, нам гордиться особо нечем.

Дальнейшие возможности роста экономики России по-прежнему неразделимы с этим показателем: практически все инвестиционные проекты нуждаются в импортном оборудовании; значительная часть потребления населения, в особенности обеспеченной его части, также связана с завозным продовольствием. Таким образом, и увеличение потребления населения, и увеличение инвестиций потребуют соответствующего роста импорта. Возможности роста импорта, в свою очередь, определяются ростом экспорта, а он зависит от мировых цен на сырье и динамики добычи сырьевых ресурсов. Вот такая замкнутая цепь.

Второй любимый конек докладчика – текущие темпы вывоза и всё, что им мешает.

– 51–52 млн тонн годового объема экспорта – этого никто не ожидал и это во многом стало возможно благодаря расшивке инфраструктурных проблем.

Я уже говорил в прошлом сезоне, что к новому году проходимость  портовых инфраструктур достигнет 60 млн тонн в год, так и получилось. А вот что нам не позволяло раскрутиться – так это железная дорога, инфраструктура обслуживания грузопотоков как таковых и автотранспортная отрасль. Многие проблемы в последнее время «нарисовались» с автоперевозками, «Платоном», превышением допустимых нагрузок и так далее. Я уже устал всем чиновникам объяснять, как сыпучий груз в ходе торможения перемещается по кузову. Поэтому превышение осевых нагрузок происходит в результате экстренной остановки. На одной оси – недогруз, на другой – перегруз, вот вам штрафы. Это нормально?!

Полную версию статьи читайте в печатной версии газеты "Крестьянский Двор" (№10 от 15.03.2018г)

Понравилась статья? Поделись:

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.