Логотип газеты Крестьянский Двор

Второй Сверху 2

Академик Анатолий Черняев: «В условиях свободного рынка инициатива по созданию агропромышленных кластеров должна исходить от самих предприятий»

Для поддержания кластерных инициатив в 2011 году Поволжским НИИ экономики и организации АПК был намечен круг вопросов по исследованию проблем кластеризации в течение ближайших пяти лет. Начальной темой явилась разработка организационно-экономического механизма формирования региональных агропромышленных кластеров в АПК Поволжья.

Агропромышленные кластеры получили развитие во многих странах мира, причем вне зависимости от уровня развития сельского хозяйства. В развитых государствах они стали естественным этапом эволюции способов агропромышленного производства, а для развивающихся стран кластеры являются главным способом достижения мирового уровня развития сельского хозяйства и выхода на международные рынки. Если привести пример ближайших регионов мира с дифференцированным уровнем развития, то, по данным Европейской кластерной обсерватории, на сегодняшний день в 28 странах Западной и Восточной Европы функционирует 2101 кластер в различных отраслях экономики с общей численностью в 42 миллиона сотрудников. При этом 11,5% из них осуществляют деятельность в агропромышленном комплексе, обеспечивая работой 4,5 миллиона человек.

В последние годы кластерные методы стали приживаться и на российской земле, следствием чего является все более широкое упоминание кластеров в различных законопроектах, концепциях, инвестиционных программах на федеральном и региональном уровнях. Одним из последних документов в данной области является постановление Правительства России от 6 марта 2013 года №188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий… на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров».

Замечу, что прилагаемый к Правилам список объектов финансирования, состоящий из 15 кластеров, расположенных в 13 субъектах РФ и 4 федеральных округах, не содержит ни одного агропромышленного кластера или кластера, связанного с АПК.

Однако в то же время кластерные инициативы в АПК страны активно реализуются на практике. При этом не остаются в стороне от данных процессов и регионы Поволжья. По данным Минэкономразвития России, на сегодняшний день в Поволжье уже зарегистрировано порядка 36 вариантов формирования кластеров в различных отраслях народного хозяйства, в том числе 6 кластеров создаётся в АПК.

Такой возрастающий интерес в отношении кластеров объясняется рядом их отличий и преимуществ по сравнению с традиционными способами взаимодействия: снижение издержек товарообращения, исключение дублирования функций и общий синергетический эффект для каждого из участников за счет более широкой и всесторонней интеграции.

Организационная структура производственных кластеров нам представляется – в зависимости от функциональной классификации предприятий-участников – в виде двух основных элементов. Первый – это ядро, то есть основные производящие, перерабатывающие и реализующие продукцию предприятия. Второй – это сателлиты, или вспомогательные предприятия, поставляющие дополнительные товары, работы и услуги для ядра.

К сожалению, в отечественной практике интеграции не существует единого отработанного организационно-экономического механизма формирования региональных агропромышленных кластеров, это является основным сдерживающим моментом на пути их широкого распространения. Для поддержания кластерных инициатив в 2011 году Поволжским НИИ экономики и организации АПК был определен круг вопросов по исследованию проблем кластеризации в течение ближайших пяти лет. Начальной темой явилась разработка организационно-экономического механизма формирования региональных агропромышленных кластеров в АПК Поволжья.

Проведенный в рамках исследований анализ опыта кластеризации указывает на особую роль государственно-частного партнерства при формировании кластеров, так как решение данной масштабной задачи невозможно благодаря одиночной инициативе участников рынка, а должно осуществляться на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. В результате нами был сформирован поэтапный организационно-экономический механизм формирования региональных агропромышленных кластеров с функциональным подразделением решаемых задач на государственном и на частном уровнях. При этом механизм рассматривается дискретно по экономическим и организационным элементам, обозначающим как сам процесс построения кластера, так и его внутреннее структурирование, а также финансовое обеспечение его формирования и достижения целевых показателей.

В условиях свободного рынка инициатива по созданию агропромышленных кластеров должна в основном исходить от самих предприятий, которые понимают все преимущества интеграции и выгоды от участия в кластере. При этом роль органов управления, помимо наличия объективной инициативы, на начальном этапе должна ограничиваться разъяснительной работой с предприятиями, расчетным проектированием возможных кластеров, гарантированием всесторонней поддержки в осуществлении проектов. Преобладающая роль государства важна и в основной организационной, и в дальнейшей контрольной стадии формирования кластера, где будет особенно значима непрерывная деятельность по поддержке его работы.

Но очевидно, что после завершения подготовительной работы основная роль по формированию кластера будет отводиться непосредственным участникам, которым придется отладить до мельчайших элементов все виды производственно-экономических взаимодействий. Также, когда кластер будет сформирован, основная задача по отладке его работы будет возложена на предприятия-участников. Синергетический эффект от объединения усилий предприятий из разных сфер производства продовольственной продукции и органов государственного управления позволит организовать и оптимизировать работу кластера и достичь целевых социально-экономических результатов.

Наибольшее внимание необходимо уделить и формированию кластеров на основе уже существующих объединений предприятий, обладающих соответствующими производственными признаками, свойственными производственным кластерам. Успешно работающие агропромышленные интегрированные предприятия регионов Поволжья и должны в перспективе стать местом отработки механизмов формирования кластеров, центром притяжения ассоциированных участников. Исходя из понимания данных явлений, нами определен порядок процесса кластеризации предприятий, распределенный на 3 стадии, – от отдельно работающих предприятий через частично-интегрированные структуры к высшему уровню интеграции – агропромышленным кластерам.

В рамках данного исследования также были разработаны методика и порядок формирования кластера. Для рассмотрения начальных этапов разрабатывается порядок построения агропромышленного кластера поэтапно в порядке строгой очередности, в котором отдельно выделены основные исполнители и проводимые ими мероприятия.

Выбор исполнителей определяется кругом решаемых задач, возложенных на данные органы государственной власти соответствующими федеральными или региональными нормативно-правовыми актами. В соответствии с законодательством Саратовской области минэкономразвития наделено рядом обязанностей, касающихся организации производства и реализации продукции, к чему можно отнести создание агропромышленных кластеров. В работе по созданию кластеров также участвует наш минсельхоз, поскольку одной из его задач является содействие развитию сельскохозяйственной производственной и потребительской кооперации, создание ассоциаций и других интегрированных формирований в агропромышленном комплексе области. В формирование кластеров включается и министерство инвестиционной политики, так как к его основным задачам относятся взаимодействие с инвесторами, разработка и реализация инвестиционных программ, а также заключение концессионных соглашений и подготовка предложений по созданию предприятий на основе государственно-частного партнерства.

Как показывает опыт развития кластерной деятельности в регионах Поволжья, в настоящий момент для Центра кластерного развития (ЦКР) наиболее оптимальной организационно-правовой формой, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, являются «фонды», а для кластеров – «объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)».

Создаваемый ЦКР не будет ограничивать свою деятельность только рамками агропромышленного комплекса, так как будет представлять собой единую организацию по комплексному развитию кластеров в Саратовской области. По этой причине целесообразно сформировать в структуре фонда обособленное подразделение, ответственное за работу с предприятиями АПК. Основными задачами данного структурного подразделения будут стимулирование создания отраслевых ассоциаций в различных подкомплексах АПК и организация взаимодействия с ними. В итоге организационно-экономическая модель функционирования агропромышленного кластера может быть представлена следующим образом.

Организационная структура регионального агропромышленного кластера определяется фактором наличия в регионе необходимого количества определенных предприятий АПК и прочих смежных отраслей. Особенно важно при формировании кластера организовать взаимодействие с предприятиями-сателлитами, поставляющими разнородные виды товаров (работ, услуг). В Саратовской области работает значительное количество снабжающих, обслуживающих или других, связанных с АПК, предприятий, что позволяет свободно сформировать сателлитный пояс вокруг ядра кластера. Задача кадрового обеспечения решается благодаря наличию достаточного количества образовательных учреждений. Разработка и внедрение инноваций обеспечивается рядом научно-исследовательских организаций. Финансовое и техническое снабжение и обслуживание может обеспечиваться рядом организаций, созданных в рамках реализации Нацпроекта и Госпрограммы развития сельского хозяйства, а также сетью машинно-технологических станций и т. д.

Наши исследования позволили сформировать понятия двух типов региональных агропромышленных кластеров, отличающихся способом формирования: интегрированные – объединяющие сразу все предприятия АПК – и ассоциированные – формируемые на основе нескольких создаваемых кластеров в разных подкомплексах.

В первую очередь необходимо рассматривать возможности и методы создания ассоциированных агропромышленных кластеров по целому ряду объективных причин:

– отсутствие в отечественной практике опыта по созданию интегрированных кластеров в АПК;

– необходимость значительно меньшего объема частных и государственных инвестиций;

– недостаток в некоторых регионах всех видов предприятий в различных подкомплексах АПК, необходимых для создания многоотраслевого кластера.

По этим причинам в исследованиях был определен ряд агропромышленных кластеров, создание которых в данный момент наиболее приоритетно и которые могут составить основу ассоциированного агропромышленного кластера в регионе.

Из них в Саратовской области в настоящий момент по ряду объективных причин наиболее целесообразным видится создание агропромышленного кластера в молочнопродуктовом подкомплексе АПК, который представлен достаточным количеством сельскохозяйственных организаций и перерабатывающих предприятий, испытывающих дефицит сырья. Именно молокоперерабатывающие предприятия проявляют интерес к созданию организованной производственно-сбытовой структуры в виде агропромышленного кластера для формирования стабильной сырьевой базы вблизи от основных перерабатывающих мощностей. К тому же многие хозяйства, занимающиеся производством, испытывают необходимость в развитии молочного животноводства. Но прежде чем инвестировать средства, они хотят заручиться гарантиями в стабильном сбыте молока. Для поддержки данных инициатив в исследованиях разработан проект возможной структуры молочнопродуктового кластера, основу которого составят наиболее крупные и перспективные предприятии подкомплекса, позволяющие обеспечивать достаточный уровень производства, переработки и реализации молока и молочной продукции.

Наряду с тем агроклиматические условия области диктуют ее общую растениеводческую и, в частности, зерновую направленность, где находятся основные возможности по увеличению объемов производства экологически чистого высококачественного зерна твердой пшеницы и различных экспортных культур – нута и рыжика. Это особенно важно в условиях ВТО и может быть достигнуто формированием зернопродуктового кластера. В процессе исследований нашими учёными были рассмотрены возможности создания и разработан проект организационной структуры агропромышленного кластера в зернопродуктовом подкомплексе.

Проведенный анализ и полученная логистическая схема демонстрируют, что во втором случае сокращаются транспортные, складские и административные расходы. При этом общая экономия составляет в среднем 45% в зависимости от структуры затрат на процессы товарообращения, что с учетом их доли в цене реализации позволяет снизить себестоимость конечной продукции на 11,7%. Для обоснования внесенных предложений на основе индикаторов, заложенных в «Концепции развития агропромышленного комплекса Саратовской области до 2020 года», нами была определена существенная экономия от повсеместного распространения методов кластерной организации производства в АПК. При этом дополнительный эффект от внедрения новых технологий, создания рабочих мест и увеличения налоговых отчислений участниками кластера делают очевидной необходимость активизировать процессы региональной агропромышленной кластеризации. Она должна стать основой повышения эффективности взаимодействия и конкурентоспособности предприятий АПК, усиления инновационной направленности и стимулирования регионального развития Поволжья.

Однако осуществление данных проектов в ближайшей перспективе будет целиком зависеть от проявленной активности регионов в работе по подготовке, утверждению и включению в перечень пилотных программ по развитию инновационных кластеров в сфере АПК.

06.06.2013г.Светлана ЛУКА  215

Понравилась статья? Поделись:

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    нижний2