Логотип газеты Крестьянский Двор

Второй Сверху 2

На задворках Дагестана

Вначале хотела написать «На задах у Дагестана», а потом подумала: кто их знает, этих горцев, что им взбредет в голову, когда они прочтут слово «зад»? Но как иначе назвать маленький стенд Саратовской области, который на выставке «Золотая осень» в Москве абсолютно нелогично прикрепился к дагестанской крепости «Нарын-Кала», словно ресторан Ласточкино гнездо к Аврориной горе?!

Представьте себе 100-метровую экспозицию в этническом стиле с развалами южных фруктов и овощей, сотнями бутылок вин и прочим национальным колоритом, а прямо в хвосте – офис с маленьким белым диванчиком, словно вход в зубоврачебный кабинет, несколько небольших витрин с мясными деликатесами, палками колбас от мясокомбинатов «Митек» и Расково, соленой, копченой, вяленой рыбой неустановленного происхождения. Надпись на одной из этикеток «Морская миля» указывает как на Воронеж, так и на Химки, Видное, Москву. Судя по саратовским сайтам, есть ООО «Рыбный мир», ООО «Солнечное», ООО «Савер», в Балаково зарегистрирован ООО «Балфиш», в Марксе – ООО «БАТ» Лтд, существуют несколько ИП, которые занимаются переработкой как морских, так и речных обитателей. «Морская миля» в нашем регионе существует только виде заплыва. А как же принцип региональной узнаваемости бренда, которому должны соответствовать все товары, рекламируемые на юбилейной выставке? А как же тренд на экспорт?! Девиз этой «Золотой осени» – «Возможности вне границ».

Намек на экспорт, всем понятно, – это огромные саратовские калачи, это более 30 наименований колбасных изделий, выпускаемых под узнаваемыми торговыми марками «Филеево», «Белая долина» и «Шнеллер»; макет будущего цеха по производству мороженого, о котором за последний месяц не писал только ленивый, это всякого рода растительные масла для здоровья внутренних органов и жарки. Это «Мед Поволжья» из города Петровска в деревянных бочонках и стеклянной пузатой таре. В соседнем павильоне семена НВП «Покровское». Ну и, пожалуй, все.

 Да, еще наша землячка – научно-производственная компания «Биоэнергия» , выпускающая отличные премиксы, – тоже по привычке пристроилась к Саратову, продолжает делать вид, что она наша, хотя все контакты уже ведут в Москву, на улицу Маршала Рыбалко. Выросла, вылетела из гнезда. Что касается Владимира Коршунова, генерального директора саратовского ООО «ИнфоБиС», то он, наоборот, больше крутится у стенда «ЭкоНива-АПК Холдинг», поближе к Штефану Дюрру. Агросигнал – онлайн-сервис контроля и учета работ в агробизнесе – давно переключился с наших по преимуществу тощих нив на воронежские и курские черноземы.

Пока были на выставке в Москве, губернатор Радаев уволил к чертовой бабушке министра занятости, труда и миграции Саратовской области. Со своими «макарошками», которые якобы позволяют спокойно прожить целый месяц на 3,5 тысячи рублей, г-жа Соколова перебила всякий интерес к энгельсским колбаскам и конфетам, балаковскому хлебу, балашовским муке и сахару, хвалынскому и вольскому сокам, кисломолочке из Романовки и Хвалынска, михайловским бройлерам и вообще ко всему, что должно было в Москве символизировать мощь и фантазию наших переработчиков. Какой после этого пиар, если вся страна возмущается цинизмом местных социальных чиновников?

Валерий Васильевич словно чувствовал: ну не надо ему ехать в Москву. Решил: пошлю вместо себя зампреда Стрельникова. Ведь обидно же, чес слово, когда Медведев мимо тебя к Пензе шагает, а Патрушев и Хатуов – к Дагестану.

Очень скромный, в отличие от предыдущих лет, стенд Саратовской области, единственное достоинство которого – близость к павильону Минсельхоза России, к счастью, не привлек большого внимания высокопоставленных чинов, иначе бы конфуза не избежать. Он выполнял чисто утилитарную функцию: привечать членов делегации за их собственные же деньги (многие из них стали спонсорами этой поездки) и стать фоном для рекламных роликов к будущему Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. А на большее –денег нет. И фантазии.

В павильоне Ленинградской области выставили огромную рыбину, вмороженную в кусок льда, и огромное яйцо, собранное из сотен яиц. «Уралкалий» не пожалел миллионы роз и сделал двухстороннее панно с портретом Дмитрия Менделеева и его периодической системой. Воронеж выставил серебряные колосья в полтора человеческого роста. Объединенные пензенские заводы – больше десяти наименований алкогольных напитков. Тамбовчане подвесили над собой огромное алое яблоко, а нижегородцы выставили клубнику размером с чемодан. Очень стильно смотрелась Карелия, вся присыпленная-припорошенная мхом, вся воздушная-воздушная. Приглядишься к павильону – одни полочки и ящички, в ящичках варенье и напитки из лесных ягод, а красиво. Ну как люди могут так необыкновенно презентовать свой регион?

 А вы знаете, что удумал Кузбасс? У очень эффектного павильона в стиле «техно» всем посетителям раздавали-навязывали мороженое под названием «Уголь Кузбаса». Вкус очень специфический, да и консистенция тоже. Весь прикол обнаружился вечером, когда пришло время чистить зубы. Они оказались черными и оставались такими несколько суток. Кинулись читать, что написано на упаковке рожка. Оказалось, уголь растительного происхождения. Не хочешь, а запомнишь на всю жизнь.

Наши предприятия тоже презентовали свою продукцию, но стандартно, с помощью рекламных буклетиков или нарезки на зубочистках, без огонька, безо всякого старания понравиться и врезаться в память.

В этом году не было ни одного саратовца– кандидата на вручение государственных наград. Грамоты, которые вручались на небольшом пятачке между чужими территориями, вполне себе спокойно можно было отдать в Саратове, на том же праздничном концерте, посвященном профессиональному празднику, чтобы как можно больше земляков увидело.

Да и договоры, которые в Москве подписывались, были не столь масштабными, как у соседей. К примеру, Пензенская область предпринимает конкретные шаги по строительству сети современных метеорологических станций в регионе. Волгоградский губернатор Андрей Бочаров вместе с генеральным директором компании «Мегамикс» рассматривает возможность строительства на территории региона комбикормового завода. Его стоимость, по предварительным оценкам, составит около миллиарда рублей. Самара тоже выкинула свои козыри в масштабном павильоне: ПАО «КуйбышевАзот»; ООО «Компания Био-Тон»; АО «Евротехника»; ООО «Пегас-Агро»; ООО «Фабрика качества». Импортозамещение в их понимании, к примеру, – испытание и выращивание собственного посадочного материала картофеля.

Что касается саратовцев, то мы по-прежнему очень непродуктивно готовимся к своим появлениям в Москве. Как сообщает пресс-служба, «подписано соглашение о взаимном сотрудничестве между министерством сельского хозяйства Саратовской области и ООО «Технотранс», предметом которого является содействие в решении вопросов транспортировки зерновых грузов из области в регионы России, на экспорт».

300 голов племенного молодняка приобретет АО «Ульяновский» Ртищевского района у ООО «ВологдаПлемСкот» на сумму более 41 млн рублей; линию по производству соков прямого отжима из фруктов и овощей австрийской фирмы Voran закупит кооператив «Хвалынский сад» у московского ООО «Мобитим» на сумму более 13 млн рублей; ООО «Брянская мясная компания» поставит перелюбскому кооперативу «Феникс» 150 голов КРС мясного направления. Вот и весь сухой остаток.

– К чему такая критика, если в регионе и так нет денег? – возмутятся некоторые.– Спасибо надо сказать минсельхозу, хоть этот уголок сделали. Уговорили людей в Москву поехать, вынудили представить свою продукцию на конкурсы, организовали поход в Кремлевский дворец съездов. И то событие!

Вот я и пишу, что это было за событие. Скромное, незатейливое, незапоминающееся.

Понравилась статья? Поделись:

Комментарии (88)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    нижний2